По каким правилам пишутся православные иконы. Для чего существует иконописный канон. Цвет в русской иконографии




5.1. Что такое икона?

– Слово «икона» – греческое, означает «образ», «изображение». Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых и наиболее значимых событий из священной и церковной истории (иконы праздников).

Икона – это образ, помогающий сосредоточиться в молитвенном обращении к тому, кому молятся.

5.2. Что означают надписи на иконах, например, буквы над головой Спасителя?

– Традиционно на иконах имеются надписи. В древности икона считалась законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это выявляет связь личности святого и его образа. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют нимб – символ божественного света и святости. В нимбе Спасителя ставят греческие буквы οΏν. Это слово в переводе на русский язык означает «Сущий» – всегда присутствующий и вечно существующий Бог. Над головой Божией Матери ставят греческие буквы MP ΘY. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают «Матерь Бога», или «Божия Матерь».

На иконах святых начертаны буквы, обозначающие чин их святости и их имена.

5.3. Не является ли иконопочитание нарушением второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5)?

– Иконопочитание не противоречит второй заповеди. Церковь учит, что икона основывается на самом факте воплощения второго Лица Святой Троицы – Сына Божия.

В Ветхом Завете не изображали Всевышнего потому что «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но в Новом Завете «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф. 13:17). Слова Спасителя значат, что апостолы, в отличие от древних пророков, уже непосредственно видят явившегося на земле Бога, Который в Ветхом Завете пребывал невидимым. «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), – говорит Сам Господь. В этом существенное отличие Евангелия от Синайского Законодательства. Там не видели никакого образа, здесь Бог является в конкретном, видимом, зримом образе, а значит, и изобразимом.

Первые иконы – это образы Христа – Воплотившегося Бога и Богоматери, посредством Которой Бог воплотился. На этих двух образах основывается вся христианская иконография.

5.4. В чем различие между православной иконой и картиной?

– Картина – это созданный творческой фантазией человека художественный образ, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущения художника. Картина – это земное изображение.

Церковь неотмирна, и иконография как творчество сугубо церковное, в отличие от картины, обращена к тому, что выше земного, временного и субъективного. Ее содержание составляют не земные переживания, настроения, характеры или природные пейзажи, а тайна спасения, совершенная Богом на земле, и та изначально заповеданная цель, которую достигли святые – единение человека с Богом. Икона избегает индивидуализации, она выражает соборный духовный опыт Церкви, и запечатлевает в красках православное богословие, поэтому в иконописи важна точная передача духовных истин, а не субъективного видения. Обычно иконы не подписываются иконописцами, в отличие от светских картин.

5.5. Как устроить домашний иконостас?

– При размещении икон в жилище христианине традиционно специально выделяют восточный угол комнаты. В этом так называемомкрасном углу и обустраивается место для икон, лампад, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон не в углу комнаты и не строго на восточной стороне (но не на западной). Желательно избегать близкого соседства с иконами телевизора, компьютера, зеркал, которые могут отвлекать от молитвы. Не стоит рядом со святыми иконами ставить декоративные предметы светского характера.

5.6. Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?

– Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится слева (если смотреть на образа) от иконы с изображением Спасителя. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Вверху над всеми иконами желательно поместить святой крест.

Возле икон не следует помещать изображения светские, фотографии или картины мирской тематики – они будут отвлекать от молитвы, вносить в душу посторонние помыслы. Фотографии известных старцев и канонизированных святых XIX–XX веков лучше помещать отдельно от иконостаса, поскольку фотография фиксирует отдельный момент земной жизни святого, а икона изображает его прославленный лик в Небесном Царстве.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеские отношения в браке не являются грехом.

5.8. Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?

– Желательно иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят члены семьи и тех святых, к небесной помощи которых наиболее часто обращаются. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где их заранее освящают.

Иконы не должны приобретаться для украшения интерьера. Икона – это святыня. Через молитвенное обращение к иконе мы обращаемся к Самому Богу, Божией Матери, Ангелам Господним и святым.

5.9. Зачем иконы освящают?

На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения. С древности икона признавалась за святой образ, благодаря надписанию на иконе имени изображаемого.

Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые привносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать.

В настоящее время после написания икона освящается в храме. Читаются особые молитвы, и образ окропляется святой водой. Однако важно учесть, что к иконе до освящения необходимо относиться также благоговейно и почтительно, как и после него.

5.10. Сколько раз надо освящать иконы?

– Иконы освящаются священником после их изготовления, реставрации или приобретения вне церкви.

5.11. Для чего зажигаются лампады перед иконами и совершается перед ними каждение?

– Горящие лампады символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамом повелел Сам Бог пророку Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх. 27:20–21). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом, и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.

5.12. В какие дни можно зажигать дома лампадку перед иконами?

– Лампадку можно зажигать по праздникам и во время домашней молитвы. Можно ее вообще не гасить.

5.13. Для чего бывают чудеса от икон?

– Многочисленные чудеса, происходящие от икон, святых мощей, святой воды побуждают нас задумываться о духовных ценностях и смысле жизни.

Чудо – есть проявление Божиего всемогущества, это ощутимый человеком результат сверхъестественного действия Божия в этом мире. Церковная история знает множество чудес, происходящих через святые иконы, с глубокой древности и до наших дней.

Однако ждать того, чтобы от иконы непременно произошло видимое чудо, не следует. Тем, кто искренне, с верой молится перед иконами, просит полезного для спасения души, Господь подает Свою помощь иногда явным, а иногда и невидимым, но действенным образом.

5.14. Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные, а остальные какие?

– История Церкви знает множество явленных образов (т.е. чудесно обретенных по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Чудотворной называют икону, по молитве перед которой произошло исцеление или была получена Божия помощь в каком-либо деле. Но каждая икона благодатна и может стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся, становится для молящихся чудотворной.

5.15. Что такое намоленные иконы?

– Намоленными в народе называют иконы, перед которыми молятся поколения верующих не одну сотню лет. Вера этих молитвенников прошлого не была постыжена, они получили просимое. Воспоминание об этом и сейчас укрепляет веру, способствует более крепкой и глубокой молитве.

5.16. Какие иконы кладут в центре храма на аналое?

– В центре храма на аналое полагается икона праздника, если в этот день есть какой-либо церковный праздник, или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма или расположена икона «Святцы» – икона с изображением святых, память которых совершатся в текущем месяце.

5.17. Как правильно прикладываться к иконам?

– К иконам следует подходить не спеша, мысленно произнося молитву к Богу, Божией Матери или святому, изображенным на иконе. Обычно дважды крестятся с поясным поклоном, затем прикладываются к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз осеняют себя крестным знамением, кланяются и отходят. У изображенного на иконе Спасителя целуют благословляющую десницу (правую руку), край одежды, ноги. У Божией Матери и святых целуют руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы.

Ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него. Прикладываясь к иконам для того, чтобы получить исцеление от телесных и душевных недугов, необходимо верить в действительную силу животворящей Божией благодати.

5.18. Сколько раз надо прикладываться к иконе, на которой изображено несколько святых?

– К такой иконе можно приложиться один или несколько раз.

5.19. Какие слова молитвы следует говорить, подходя и прикладываясь к иконам?

– Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога о мне (о нас)». Можно молиться и своими словами, главное, чтобы они были искренними и чистосердечными.

5.20. Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?

– Целование святых икон и поклонение им свидетельствует о благоговении и любви к изображенным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Церковь верит, что через святыню не происходит заражения. Наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.

5.21. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

– Такую икону ни в коем случае нельзя выбрасывать. Раньше такие иконы пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы не следует сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.

5.22. Как поступать с найденными иконами?

– В подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Не стоит бояться найденной или подаренной иконы. Найденные или приобретенные вне церкви иконы следует освятить в храме. Их можно разместить среди домашних икон или подарить.

5.23. Как поступать со священными изображениями в светских журналах, газетах, на марках, упаковках для продуктов?

– Священные изображения следует оберегать от повреждений и попирания. Их нельзя выбрасывать в мусор, можно отнести в храм на сжигание в церковной печи или сжечь самостоятельно.

Икона (от гр. - изображение, образ) – принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из Священной и церковной истории. Иконы по строго определенным правилам (канонам) пишутся красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой – особым грунтом.

Асист – состав, используемый в иконописи для наклейки листового золота и серебра. Имеет вид густой, клейкой массы темно-коричневого цвета, приготовляется из чеснока или отстоев пива путем томления в печи до нужного состояния. При употреблении разводится водой так, чтобы им можно было проводить кистью самые тонкие линии. На асисте золото держится очень хорошо и не теряет своего блеска.

Доска иконная – древесная основа под икону, обычно липовая, реже сосновая, еловая, дубовая или кипарисовая. Несколько досок плотно соединяют боковыми сторонами в единый щит нужного размера, склеивают животным клеем (например, казеиновым) и дополнительно скрепляют шпонками с тыльной стороны или с торцов (чтобы не коробилась). С лицевой стороны делают плоское углубление – ковчег.

Иконография (греч. – описание образа) – описание особенностей и канонов изображения определенного лица или сюжета на иконах.

Киот - украшенная рама для иконы или застекленный шкаф для нескольких икон.

Левкас (греч.) – белый грунт для иконной живописи. Состоит из толченого мела (или гипса) и клея. Наносится постепенно, многослойно на поверхность доски, предназначенной для написания иконы. Поверхность левкаса тщательно шлифуют.

Нимб – сияние вокруг головы: знак Божией благодати в виде диска или световых лучей, изображаемый на иконах как символ духовной славы.

Оклад – накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя. Изготовлялось из цветных металлов, жемчуга, бисера, золотого шитья, резного золоченого дерева. Иногда украшалось драгоценными камнями. Оклады прикрывают отдельные части живописи или всю поверхность, кроме лика, рук и ног.

Складень – подобие малого иконостаса из нескольких, соединенных петлями, складывающихся створок с иконками. Предназначен для путешествующих.

"Умиление" Серафимо-Дивеевская – икона Божией Матери, принадлежавшая Серафиму Саровскому . Перед нею он и скончался на молитве. Празднование 10 августа.

"Утоли моя печали" – чудотворная икона Божией Матери, принесенная в Москву казаками в 1640 году. Богородица изображается на иконе с несколько склоненной набок главой, к которой она прилагает левую руку. Общий ее вид как бы говорит нам, что Царица Небесная прислушивается к слезам и молитвам всех верующих, обращающихся к Ней со своими скорбями, нуждами и печалями. Правой рукой Богоматерь придерживает стопы Богомладенца. Спаситель держит пред Собою в руках развернутый свиток, на котором начертаны слова Божественного увещания: "Суд праведен судите, милость и щедроты творите..." Празднование 7 февраля.

- чудотворная икона. По преданию, написана евангелистом Лукой . В России первоначально находилась в Феодоровском Городецком монастыре. При нашествии Батыя и Городец, и монастырь были опустошены, жители бежали, а икону взять с собой не успели. Спустя несколько десятилетий, 16 августа 1239 года, она явилась младшему брату Александра Невского Костромскому князю Василию Ярославичу в лесу, на древе, во время охоты. Накануне многие жители Костромы видели, как по улицам города прошёл какой-то воин, а в руках он держал икону. Лик этого воина напомнил жителям иконописное изображение святого великомученика Феодора Стратилата . Обретенная икона была поставлена в храме святого Феодора Стратилата в Костроме и получила название Феодоровской. На месте обретения иконы князь основал монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 1260 году чудотворный образ спас Кострому от татарских полчищ. В 1613 году Феодоровской иконой был благословлен на царствование юный Михаил Федорович Романов, первый государь из династии Романовых. В настоящее время икона находится в Успенском соборе Костромы. Перед этой иконой по традиции молятся о благополучных родах. Празднование иконе совершается 27 марта и 29 августа.

"Целительница" - икона, на которой Царица Небесная изображается стоящею у одра больного, на устах больного видно млеко. История этого изображения такова. Один благочестивый клирик тяжело заболел и обратился к Богоматери с молитвой, в ту же минуту он увидел у своей постели Ангела-Хранителя, просящего Богоматерь об исцелении болящего, и явившуюся Богородицу, которая источила на уста больного спасительную каплю млека из сосцов Своих и стала невидима. Больной почувствовал себя совершенно здоровым и поведал всем о произошедшем чуде. Перед этой иконой молятся об исцелении болящих. Празднование иконе - 1 октября.

– чудотворная икона, почитаемая и православными, и католиками. Написана, по преданию, евангелистом Лукой . В 326 году святая царица Елена , получив эту икону в дар, привезла ее в Царьград, где она пробыла почти пять веков. Затем перенесена была в Россию, где и прославилась многими чудесами. Отнятая поляками, попала в руки татар, которые начали расстреливать ее из луков, но, когда из иконы потекла кровь, в испуге бежали. В настоящее время находится в Польше в монастыре близ города Ченстохова. Празднование 19 марта.

Разработка урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе

по модулю «Основы православной культуры»

Учитель начальных классов МБОУ лицея № 58 Советского района

Ростова – на - Дону

Архипова Наталья Александровна

2013г

Тема: Икона.

Учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры»;

Цели урока:

Обобщение и систематизация представлений учащихся об иконе и иконостасе.

Способствование формированию у обучающихся представления о красоте, художественного вкуса.

Способствование развитию речи, живого образного мышления.

Задачи урока:

углубить представление об иконе в терминах культуры; научить детей отличать икону от картины, находить отличия и сравнивать иконы; повторить и закрепить материал о православном храме; познакомить с новыми понятиями; развивать речь учащихся; воспитывать чувство уважения, сострадания.

Оборудование:

картина Михаила Васильевича Нестерова «Странник», маленькие иконы (Богородица Умиление, Богоматерь Владимирская, Георгий Победоносец);

материал об иконах;

Понятия: Икона. Иконостас. Иконопись. Иконописец. Образ Божий. Лик.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами на прошлом уроке говорили о храмах. Как православные христиане украшают храмы (внутри и снаружи)?

Как православные люди понимают красоту?

- Как вы думаете, почему в православных храмах так много икон?

Посмотрите на картину Михаила Васильевича Нестерова «Странник». На ней изображен человек.

Можем ли мы сказать, что это изображение и есть человек? (дети отвечают)

Нет. Картина представляет нам лишь телесный образ человека.

А как вы думаете, можно на картине изобразить душу человека? (дети отвечают)

Мы не знаем, как выглядит душа, внутренний мир недоступен для зрения. Но это мир чувств, значит, с помощью художественных средств отображая настроение человека, можно изобразить образ души. Как, например, на этой картине, с помощью красок и линий художник Иван Николаевич Крамской передал душевное состояние монаха – спокойствие и вдумчивость.

Как вы понимаете выражение «святой человек»? (дети отвечают)

Слово «святой» означает «блестящий, сияющий, светлый, чистый, белый». т.е. святой человек – это праведный человек с чистой душой, в которой нет ни капли зла. Образ святости, т.е. образ Божественного света, с помощью художественных средств передается на особых картинах, которые называются иконами.

3.Беседа с учащимися по теме урока.

Итак, тема нашего урока сегодня – Икона.

Зачем в доме иконы? (им поклоняются, благославляют)

Что значит слово «икона» ? («икона» в переводе с греческого означает «образ»).

А где в православном храме больше всего икон? (Иконостас – ряд икон, отгораживающий (соединяющий) алтарь от центральной части храма).

Можно предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский или другие. Выбор тематики картин – от популярных до сюжетов церковной истории.

Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам).

Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь). Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы.

Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать внутренний мир святого человека, изобразить Божественный свет в душе. Но не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. Православные иконы пишутся по определенным правилам. Эти правила называются иконописным каноном.

Cлово «икона» греческого происхождения и означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, Ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входи г в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, - предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого.

Работа с текстом с. 52-55

Необычно также, что Линии на иконе не сходятся вдали, а, напротив, расходятся. Когда я смотрю на мир, то чем дальше от меня предмет, тем он меньше. Где-то вдали даже самый большой предмет превращается в крохотную точку (например, звезда). А что же тогда означает, если линии на иконе вдаль расходятся? Это значит, что не я смотрю на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на меня.

Христианин, переживая это, ощущает себя перед взором Христа. И, конечно, старается вспомнить заповеди Христа и не нарушать их.

Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него.

Давайте попробуем вспомнить все особенности написания традиционной православной иконы.

Дети, подглядывая в учебник, называют отличительные особенности иконы.

Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? (дети отвечают)

Слушаем текст «ИКОНА И МОЛИТВА»

Рассказ об иконах

Чудотворная икона Божией Матери Владимирская - величайшая святыня земли русской. Трижды она явила чудо спасения Москвы от татаро-монгольского разгрома. Эти факты чудесной защиты русских людей от уничтожения вошли даже в сочинения историков Ключевского и Соловьева. Икона пришла к нам из Византии. По преданию, она написана апостолом Лукой на досках от стола, за которым происходила тайная вечеря. Ее увидела сама Богородица и сказала: "С Сим образом благодать моя и сила да пребудут". Эта икона - очень сильная и очень древняя, ныне она пребывает в церкви Николы в Толмачах, которая является частью Государственной Третьяковской Галереи. Этой святыне каждый православный человек должен поклониться.

Богородица Умиление”

При обращении к Богородице «Умиление» молятся об исцелении от недугов.

Икона находилась в келье преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл к Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.

Празднование иконы Богородицы «Умиление» 10 августа (28 июля по старому стилю)

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем ( ), опустошавшего землю одного в . Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - , змей - . Также это рассматривается как победа над - «древним змием

Символика цвета в иконе

Давайте посмотрим, как же святые изображаются на иконах. И разберем отличия иконы от картины.

Плоское двумерное изображение, отсутствие объема, трехмерности. Результат – действие происходит не в горизонтальной плоскости, а в вертикальной – устремление души направлено вверх.

Главное в иконе - свет вообще - главное в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений.

Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и, значит, в ней не осталось места для зла, нет тьмы. Все стало пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.

На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда.

Отличие звезд (солнц) от планет в том, что звезды сами рождают свой свет, а планеты посылают в космос лишь отражаемый ими свет солнца. Это как отличие лампочки от зеркала.

Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда.

Свет вообще - главное в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений.

Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонен задней стеной комнаты. Поэтому если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения (храма, комнаты, дворца), он все равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между домами набрасывает как бы занавес – «велум» (по латыни velum означает парус).

Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь.

Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.

Иногда и нога святого заступает за пределы собственно иконы. И смысл тот же самый: икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь.

Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни, вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно.

Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога? (дети отвечают)

Еще одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Все действие разворачивается в одной плоскости. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой. Цвет имеет богатую символику в иконе. Красный – это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в тоже время и цвет царский. Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый – это свет преображения и цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак – божественный свет ярчайший, ослепляющий. Золотой – это цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город: стены его выложены из драгоценных камней, а улицы «чистое золото и прозрачное стекло». Красочная звучность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие фактуры иконы – это отблеск красоты Царства Небесного.

4.Закрепление .

Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?

Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?

Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?

Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?

5.Подведение итогов. Выставление оценок.

Иногда изображения святых на древнерусских фресках или мозаиках называют иконами. Это, конечно, неправильно. Но фигуры на фресках и иконах в самом деле похожи. Это потому, что в древнерусской живописи существовали строгие правила, или каноны, как изображать святых и библейские сюжеты, одинаковые для икон, фресок и мозаик.

Основой для возникновения русской живописи послужили образцы византийского искусства. Именно оттуда пришли на Русь и каноны.


Царь Авгарь получает от апостола Фаддея Нерукотворный образ Христа.
Створка складня (X век).

Для восприятия иконописи современным зрителем важно помнить, что икона – очень сложное произведение по своей внутренней организации, художественному языку, не менее сложная, чем, например, картина эпохи Возрождения. Однако иконописец мыслил совершенно иными категориями, следовал иной эстетике.

Что такое иконописный канон?

После трудного периода иконоборчества росписи церквей в Византии были приведены в единую, упорядоченную систему. Все догматы и обряды Греко-Восточной Церкви полностью сформировались и были признаны боговдохновенными и неизменяемыми. Церковное искусство должно было придерживаться определенных схем основных композиций, совокупность которых принято называть «иконографическим каноном».

Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида.

Целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а отображение художественными средствами сверхъестественного мира, существование которого утверждало христианство. Отсюда - главные канонические требования к иконографии:

  • образы на иконах должны подчеркивать их духовный, неземной, сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность, спокойная созерцательность и внутреннее величие;
  • поскольку сверхъестественный мир - это мир вечный, неизменяемый, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными;
  • икона предъявляла специфические требования к отображению пространства и времени.

Византийский иконографический канон регламентировал круг композиций и сюжетов священного писания, изображение пропорций фигур, общий тип и общее выражение лица святых, тип внешности отдельных святых и их позы, палитру цветов и технику живописи.

Откуда брались образцы, которым иконописец обязан был подражать?
Первоисточники были, такие иконы называют «первоявленными».
Каждая «первоявленная» икона -
результат религиозного озарения, видений.
Икона «Христос-Пантократор» из монастыря Святой Екатерины на Афоне
выполнена в технике энкаустики.
Она создана в VI веке - задолго до оформления канона.
Но вот уже 14 столетий Христа-Пантократора
в основном пишут именно так.

Как изображались святые на иконах

Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты.

В основе иконографического канона лежало представление об истинности изображаемого. Если евангельские события были в действительности, их следовало изображать так, как они и происходили. Но книги Нового Завета крайне скупы на описания обстановки тех или иных сцен, обычно евангелисты дают лишь перечень действий персонажей, опуская характеристики внешности, одежды, места действия и тому подобное. Поэтому наряду с каноническими текстами образовались и канонические схемы изображения различных священных сюжетов, ставшие опорой для иконописца.

Например, святых, архангелов, Деву Марию и Христа следовало рисовать строго в фас или в три четверти, с широко раскрытыми глазами, устремленными на верующего.

Некоторые мастера для усиления эффекта писали глаза так, что они словно следили за человеком, с какой бы стороны он ни смотрел на икону.

Иконография предписывала, как передавать внешность различных святых. Например, святителя Иоанна Златоуста полагалось изображать русым и короткобородым, а святитель Василий Великий представал темноволосым мужем с длинной заостренной бородой. Благодаря этому фигуры святых были легко узнаваемы даже на большом расстоянии, когда не было видно сопровождающих надписей.


«Сергий и Вакх», VI век (Государственный музей западного и восточного искусства, Киев).
На этой одной из ранних византийских икон запечатлены святые мученики, особенно
почитавшиеся в Константинополе. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор,
переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз.
В этих образах особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.

Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды. Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими, глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. Чтобы персонажи иконы выглядели бестелесными, подобными ангелам, византийские мастера делали их плоскими, практически сводили к простым силуэтам.

Цветовая палитра

Основные цвета имели символическое значение, изложенное в трактате VI века «О небесной иерархии». Например, фон иконы (его еще называли «свет»), символизирующий ту или иную божественную сущность, мог быть золотым, то есть обозначал Божественный свет, белым - это чистота Христа и сияние его Божественной славы, зеленый фон символизировал юность и бодрость, красный - знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников. Пустое пространство фона заполняется надписями - именем святого, словами божественного писания.

Произошел отказ от многопланового пейзажного или архитектурного фона, который постепенно превращался в своеобразные знаки архитектурного ландшафта или пейзажа, а зачастую и вовсе уступал место чистой однотонной плоскости.

Иконописцы также отказались от полутонов, цветовых переходов, отражений одного цвета в другом. Плоскости закрашивались локально: красный плащ писался исключительно киноварью (так называлась краска, содержавшая все оттенки красного цвета), желтая горка - желтой охрой.


Григорий Чудотворец, вторая половина XII века.
Блестящий образец византийской иконы того периода
(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Так как фон иконы писался одной интенсивности, то даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень. Поэтому, чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли: например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги. Возникла особая техника последовательного наложения друг на друга высветляющихся слоев краски, при этом самой светлой оказывалась как раз та самая выпуклая точка поверхности, независимо от ее расположения.

Сами краски тоже стали другими: на смену энкаустике (в этой технике живописи связующим веществом красок является воск) пришла темпера (водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов).

«Обратная» перспектива

Также произошли изменения и в отношениях изображенных на иконе персонажей друг с другом и со зрителем. Зрителя сменил молящийся, который не созерцал произведение живописи, а предстоял перед своим Небесным Заступником. Изображение было направлено на человека, стоящего перед иконой, что повлияло на смену перспективных систем.


Благовещение (конец XII века, Синай). Золотой фон в христианской символике означал Божественный свет.
Мерцающая позолота создавала впечатление нематериальности,
погруженности фигур в некое мистическое пространство, напоминавшее о сиянии небес горнего мира.
Причем это золотое сияние исключало какой-либо иной источник света.
А если на иконе и были изображены солнце или свеча, они не влияли на освещение других предметов,
поэтому византийские живописцы не использовали светотень.

Линейная перспектива античности («прямая» перспектива), которая создавала иллюзию «глубины» изображенного пространства, была утрачена. Ее место заняла так называемая «обратная» перспектива: линии сходились не за плоскостью иконы, а перед ней - как бы в глазах у зрителя, в его реальном мире.

Изображение представлялось как будто бы опрокинутым, нацеленным на смотрящего, зритель включался в систему живописного произведения, а не заглядывал в него, как случайный прохожий в чужое окно.

Помимо «эффекта включения» обратная перспектива способствовала также уплощению трехмерных объектов - они словно распластывались по поверхности расписанной стены или же доски. Формы становились стилизованными, освобождались от «ненужных» деталей. Теперь художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета. У пятиглавого храма, например, все пять куполов выстраивались в прямую линию, без учета того факта, что в реальности две главы были бы заслонены. У стола должно быть изображено четыре ножки, несмотря на то, что задние ножки не видны. Предмет на иконе должен открываться человеку во всей полноте, таким, каким он доступен Божественному Оку.

Особенности отображения времени

Передача времени в пространстве иконы также имеет свои особенности. Святой, на которого смотрит молящийся, вообще находится вне времени, ведь он обитает в ином мире. Но сюжеты его земной жизни разворачиваются и во времени, и в пространстве: в житийных иконах показано рождение будущего святого, его крещение, обучение, иногда путешествия, иногда страдания, чудеса, погребение и перенесение мощей. Формой объединения временного и вечного стала житийная икона с клеймами - небольшими картинками, образующими раму вокруг крупной фигуры святого.


Святой Пантелеимон в житии. (XIII век, монастырь святой Екатерины на Синае).

И все же пространство и время на византийской иконе достаточно условны. Например, в сцене казни может быть изображен палач, который занес меч над склонившим голову мучеником, и тут же, рядом - отрубленная голова, лежащая на земле. Часто более важные персонажи оказываются крупнее остальных или повторяются несколько раз на одном изображении.

Жесткие рамки или свобода творчества?

С одной стороны, иконографический канон ограничивал свободу художника: он не мог свободно построить композицию и даже выбрать краски по своему усмотрению. С другой стороны, канон дисциплинировал живописца, заставлял тщательное внимание уделять деталям. Жесткие рамки, в которые были поставлены византийские иконописцы, заставляли мастеров совершенствоваться внутри этих границ - изменять оттенки цвета, детали композиций, ритмическое решение сцен.

Благодаря этой системе условностей возник язык византийской живописи, хорошо понятный всем верующим. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. А символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это и есть язык иконы.


Владимирская Богоматерь (начало XII века, Государственная Третьяковская галерея), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 году, по праву считается шедевром византийской иконописи. Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа - левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом,
что видна подошва ступни.

Канонические требования вошли в систему художественных средств византийского искусства, благодаря которым оно достигло такой отточенности и совершенства. Эти иконы уже не вызывали упреков в язычестве и идолопоклонстве. Получается, что годы иконоборчества не прошли даром - они способствовали напряженным размышлениям о сути священного образа и формах церковной живописи, а в конечном итоге - о создании искусства нового типа.

Иконописная секция XX Рождественских чтений (в программе чтений прошлого года отсутствовавшая) прошла в новом храме святого благоверного князя Александра Невского в Кожухове 25 января.

Открыл секцию доклад проф. СФИ, к.п.н. А.М. Копировского «Современное внутреннее убранство православного храма: традиция, стилизация, новая система?». Докладчик предложил семь вопросов, которые позволяют лучше понять, что представляет собой современная система внутреннего убранства православного храма. Соответствует ли она Священному Писанию? Церковному Преданию? Богослужению? Храмовой архитектуре? Как взаимодействуют ее элементы между собой? А главное - как она соотносится с церковным собранием? Присутствует ли в системе росписи целостность, единый образ, открывающий внутреннее содержание веры и жизни Церкви?

Эти вопросы были проиллюстрированы примерами декора в древних и современных храмах. Последние, к сожалению, далеко отстают от древних, часто напоминая археологический музей или просто набор отдельных сюжетов, не связанных ни с архитектурой, ни с богослужением, ни с народом.

Как отметила в своем докладе ведущая секции, известный специалист по современной иконографии, кандидат культурологии И.К. Языкова, по существу иконопись, как и строительство храмов, стала светским делом. Облик храма чаще всего определяет уже не откровение о Христе и грядущем Царстве, не церковное собрание, а… спонсор.

По мнению А.М. Копировского, формальное, механическое восстановление классической системы росписи сегодня невозможно и не нужно, необходим поиск новых форм. Главное, что они должны унаследовать от системы, сложившейся в IX веке, - целостность и осмысленность, что возможно только при условии возвращения иконописи в церковь, т.е. рождения иконописцев в самой церкви.

Живую реакцию вызвало сообщение «Роль заказчика в современном иконописании» санкт-петербургского эксперта-искусствоведа А. Трапезниковой. Она рассказала о проекте восстановления убранства Морского собора свт. Николая в Кронштадте, указав на ряд нелепых иконографических ошибок и сопроводив свое выступление красноречивым видеорядом. Чего стоят изображения евангелиста Марка в трех разных возрастах, святого благоверного князя Андрея Боголюбского в апостольских одеяниях (вместо подобающих ему княжеских), опущенная вниз рука Христа с благословляющим жестом, отсутствие апостолов на иконе «Преображение Господне»! Докладчица также указала на низкий художественный и технологический уровень исполнения изображений. Проект вызывал в аудитории одновременно недоумение, смех и сожаление.

Также в прозвучавших докладах затрагивались проблемы создания новых росписей и икон в храмах (Д. Кунцевич, Минск), декоративной резьбы и воссоздания древней формы алтарной преграды (А. Жаров, Минск) и другие. Более подробно с работой иконописной секции и особенно с любопытной дискуссией в связи с ней можно познакомиться на сайте